16.01.2014

Мебель для музеев

Ни для кого не секрет, что музейная мебель особенная. Основное ее отличие от офисной, торговой, бытовой мебели определяется ее функциональными задачами. Без спепциализированной мебели невозможно грамотно организовать экспозицию в выставочном зале, сложно сохранить в фондах и архивах исторические документы, произведения культурного наследия, художественные шедевры. Все музейные экспонаты подвергаются серьезным опасностям, для устранения которых при производстве музейной мебели применяются специальные технолоии и материалы.

Самая распространенная опасность — пыль. Пыль очень гиргоскопична, скапливаясь на поверхностях экспонатов она не только приводит к их загрязнению, повреждению влажностью, но и создает отличную среду для размножения грибков и миркрооргаанизмов, изменению кислотности среды, и, как следствие, необратимому повреждению музейных ценностей. Для предупреждения влияния этих факторов, а также для защиты от насекомых витрины и шкафы хранения делают гермитичными.

Перепады влажности губительно сказываются на ценностях, приводя их к преждевременному разрушению. К тому же сами экспонаты при хранении могут выделять газы, разрушающие их. Для устранения этих опасностей в витринах использутся пассивные и активные системы поддержания микроклимата. К пассивным системам можно отнести оборудование витрин устройствами со сменными картриджами с сорбентами на основе активированного угля или с силикогелевыми наполнителями, которые поглощают лишнюю влажность и вредные газы. Активные системы стабилизации — это полноценные климатические установки, которые контролируют не только влажность и температуру, но и ряд других важных параметров.

Сильное разрушительное воздействие на поверхность экспонатов оказывает ультрафиолетовое излучение — краски тускнеют и выцветают, бумага желтеет, волокна тканей разрушаются и все это постепенно превращается в пыль. Для борьбы с ультрафиолетом во всех витринах используют специальные полимерные материалы, которые запрессовываются между слоями стекла. Получившийся триплекс надежно защищает экспонаты от ультрафиолета и не препятствует обзору.

Бронированные стека и специализированные системы запирания и сигнализации, которыми обязательно комплектуются витрины должны не только защищать экспонаты от вандалов и воров, но и обеспечивать простоту и быструю доступность к хранимым предметам музейных работников. Для этого используются австрийские замки повышенной секретности с возможностью применения системы «главных ключ».

Все материалы, которые используются для производства витрин, должны быть химически инертны, чтобы не оказывать вредного возжействия на хранимые музейные ценности. Дерево, металл, стекло, зеркало, пластик — вот неполный перечень материалов, которые применяются для изготовления витрин. Выбор материала помогает подчеркнуть особенности выставляемых экспонатов, показати их красоту в лучшем виде.

Для лучшего обзора в ви тринах используют осетленное стекло Optiwhite Floatglas и стекло с антибликовым покрытием Schott Mirograd. Для освещения экспонатов используются встроенные неоновые, светодиодные лампы, или лампы дневного света, расположенные в специальном колпаке с антибликовым покрытием, что полностью исключает воздействие теплового и ультрафиолетового излучения и позволяет показать выставляемые ценности в самом выгодном свете.

Все музейные витрины можно расделить на несколько типов: горизонтальные, вертикальнрые, навесные, пристенные витрины, витрины полного обзора, выставочные стенды, подиумы, пюпитры. Самые сложные и массивные — это витрины-диорамы.

Оборудование для музейных хранилищ решает еще одну функцию — как на ораниченном пространстве разместить большое количество экспонатов, обеспечив каждому отдельные условия хранения. Для увеличения плотности хранения фондов используются мобильные сдвижные стеллажи на рельсовых направляющих.

Для каждого музея — от маленького школьного до большого музея федерального значения можно подобрать свой комплект музейного оборудования, который будет не только решать поставленные задачи по сохранности экспонатов, но и с помощью различных материалов создавать необходимую атмосферу в музее и подчеркивать красоту и историческую ценность каждой музейной ценности.

Посетители музеев могут не догадываются о сложном устройстве витрин и стеллажей. Им вполне хватает того, что конструкция музейного оборудования и удобно установленное освещение предоставляют возможность беспрепятственного обзора экспонатов со всех сторон. А конструкторы и производители витрин продолжают и дальше совершенствовать производимое оборудование, решая эту важную и сложную задачу уберечь от разрушения эти нежные и хрупкие свидетельства многовековой истории жизни нашего народа.

Скачать статью